Защита кожаного салона автомобиля и уход за ним

Обработка и использование кожи известны человечеству с древнейших времен. Кожа зарекомендовала себя как превосходный и удивительно практичный материал, обладающий прекрасным внешним видом и непревзойденными свойствами. Не остались в стороне и производители автомобилей. Популярность кожаных салонов остается неизменной с первых дней автомобилестроения: покупатели ценят их за красоту, комфорт, долговечность и потрясающую устойчивость к мелким загрязнениям и пятнам.

Последнее свойство часто становится решающим аргументом при принятии решения «кожа или ткань». Многие автомобилисты считают, что простота ухода за кожаным салоном означает, что уход не нужен вовсе — и совершают ошибку. При неправильной эксплуатации и отсутствии должного внимания даже самый дорогой кожаный салон может очень быстро потерять свою привлекательность. Как избежать самых распространенных ошибок и надолго сохранить первозданную красоту автомобильной кожи мы постараемся рассказать в этой статье.

Кожа — материал очень деликатный и требующий пристального внимания. Кожаный салон действительно хорошо защищен от случайной грязи, впитывания неприятных запахов и легких повреждений, но в долговременной перспективе он не менее капризен, чем салон, обитый тканью. Условия эксплуатации кожи в автомобиле можно отнести к стрессовым (особенно в условиях российских дорог) — соответственно, повышается и уровень требований, предъявляемых автомобилестроителями к качеству используемого материала. Ассортимент представленных на рынке видов кожи огромен (подробнее об этом вы можете узнать, например, из нашей статьи «Как определить вид кожи»), но автопроизводители, как правило, ограничиваются относительно узким спектром материалов. Различные типы кожи требуют разного ухода, поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

Виды кожи, использующиеся в автомобилестроении:

Для простоты классификации разделим на три большие, принципиально различные группы: кожи без защитного покрытия (анилиновая кожа), кожи с защитным покрытием (полуанилиновая кожа, крашеная кожа и т. п.), а также замша и нубук. Особняком стоят широко применяемые в современном автомобилестроении искусственные заменители кожи, которые почти не отличаются по качеству от своих натуральных аналогов.

Шанс столкнуться с анилиновой кожей в автомобиле практически нулевой — при своей высокой цене этот материал слишком капризен, уязвим и очень быстро теряет товарный вид. Анилиновая кожа (обладающая природной текстурой и естественным внешним видом) используется в антикварных или раритетных автомобилях, произведенных на заказ; изредка ее можно встретить в старых машинах американского и английского производства. В любом случае, кожа без защитного покрытия — гость в салоне автомобиля очень редкий и требует эксклюзивного обслуживания. Не меньшей экзотикой являются замша и нубук — эти очень красивые и приятные на ощупь материалы лишены защитного покрытия и плохо подходят для использования в качестве отделки салона. В последнее время производители предпочитают им алькантару — высокотехнологичный, качественный искусственный аналог замши, более практичный и менее капризный. В подавляющем большинстве случаев автолюбителю приходится иметь дело с защищенной кожей (крашеной или полуанилиновой), а также с различными видами искусственной кожи.

Наиболее дорогим материалом, используемым в массовом автопроизводстве, является полуанилиновая кожа. Именно к этому виду относятся, такие популярные сорта как nappa и monza. Лицевая часть полуанилиновой кожи покрывается базовым тонким защитным слоем, маскирующим основные дефекты материала и предохраняющим его от повреждений и быстрого износа. Полуанилиновая кожа выглядит естественнее и дороже крашеной, однако, в силу небольшой толщины защитного слоя, более капризна, сложна в обслуживании, впитывает влагу и, при отсутствии должного ухода, быстрее теряет свою привлекательность. Крашеная кожа дешевле, лишена естественного рисунка, более груба на ощупь и, с эстетической точки зрения, проигрывает полуанилиновой. Тем не менее, она более практична, меньше подвержена агрессивному влиянию внешней среды и не требует столь пристального внимания (однако, это вовсе не означает, что она совсем не нуждается в уходе).

Очень распространенной практикой, даже в самых дорогих автомобилях, является сочетание различных типов кожи в отделке. Из соображений экономичности и практичности, внешняя рабочая поверхность сидений и иных элементов обивки может быть выполнена из полуанилиновой кожи, а спинка и боковые части — из крашеной или искусственной кожи, не менее типичны и сочетания крашеной кожи с кожзамом. Впрочем, на потребительских и эстетических свойствах подобные комбинации практически не сказываются и не следует их бояться — современные технологии производства синтетических материалов достигли таких высот, что искусственная кожа по своим характеристикам становится очень близка к натуральной, а по ряду параметров даже превосходит ее. Это уже далеко не тот низкокачественный дермантин, знакомый многим из нас по детским годам, сегодняшние «кожзамы» — это высокотехнологичный и очень качественный продукт.

В силу некоторых особенностей производства, кожа от европейских производителей считается более качественной, чем продукция из Азии или Южной Америки, однако, в целом, все крупнейшие автоконцерны предъявляют очень высокие требования к качеству материалов, идущих на обивку салона. Стандарт OEM (от англ. original equipment manufacturer), используемый для обозначения оригинальных кожаных салонов, означает, что гарантом качества используемой кожи выступает сам производитель автомобиля. Требования для вторичного рынка, то есть, кожи, которая используется для повторной перетяжки салона или переоборудования тканевых салонов в кожаные не столь строги; именно поэтому многие автомобилисты предпочитают реставрировать (а не перетягивать) оригинальные салоны. Тем более что при должном уходе оригинальный салон способен сохранять свой превосходный внешний вид даже не годами, а десятилетиями.

Крупные автоконцерны предпочитают работать с постоянными, проверенными поставщиками кожаных материалов. Среди наиболее известных и популярных современных марок кожи можно выделить HANS REINKE, Hulshof, Schweizer, Wollsdorf и многие другие. Продукцию для многих премиальных брендов — таких, например, как Aston Martin, Bentley, Jaguar и Rolls-Royce — производит основанная еще в XIX веке компания Connoly Leather Ltd.

Определить какой именно тип кожи используется в вашем автомобиле достаточно просто. Можно обратиться к производителю или официальному дилеру, а можно попытаться сделать это самостоятельно. В этом вам может помочь наша статья «Как определить вид кожи». Следует отметить, что крашеная кожа более груба на ощупь, однородна по цвету и внешнему виду и практически не впитывает влагу. Этим она отличается от полуанилиновой кожи, более дорогой, мягкой, матовой и «натуральной» на вид. А вот уверенно отличить качественные искусственные аналоги от крашеной кожи часто сможет лишь специалист: впрочем, с точки зрения обслуживания эта задача не столь важна, так как принципы ухода за крашеной и искусственной кожей в реальной жизни можно назвать идентичными.

Если вы все же сомневаетесь в том, какой именно тип кожи и в каких именно комбинациях используется в вашем салоне — вы всегда можете обратиться к нам с помощью формы обратной связи. Наши специалисты всегда помогут вам и смогут дать ценные советы и подсказки по уходу именно за вашим типом салона.

Основные угрозы и часто встречающиеся проблемы:

Главные враги кожи — это резкие перепады температур, неизбежно возникающие при частом открытии и закрытии дверей, а также жара, холод, влага и прямые солнечные лучи. Еще одна проблема — это мелкие частицы песка и грязи, попадающие в салон на одежде, обуви или через открытые окна. При частом трении, так или иначе возникающем в процессе эксплуатации салона, они становятся своего рода абразивным материалом, незаметно повреждая покрывающий кожу защитный слой и способствуя появлению потертостей и трещин.

Наиболее «травматичными» для кожи являются теплые сезоны: поздняя весна, лето и ранняя осень. Яркое солнце сушит кожу, а ультрафиолетовые лучи постепенно разрушают защитный слой полуанилиновой и пигменты крашеной кожи, приводя ее к преждевременному выцветанию и износу. Включенный кондиционер предохраняет материалы от чрезмерного нагревания, однако не спасает от температурного контраста. Система «климат-контроль» создает наиболее оптимальную среду по температуре и влажности, однако и она не является панацеей от всех бед.

В холодное время года салон подстерегают другие опасности. На морозе кожа дубеет и теряет эластичность, увеличивается и количество попадающей в салон грязи, способствующей потертостям. Значителен и перепад температур: как долговременный (между прогретой и поставленной на стоянку машиной), так и кратковременный (попадающий в салон при открывании дверей холодный воздух).

Одной из самых распространенных проблем во все времена года является появление на коже (особенно светлых оттенков) характерных следов от цветной одежды, а также разводов от неправильно подобранных моющих средств. Подобного рода загрязнения очень часто свидетельствуют о повреждении верхнего защитного слоя кожи. Они могут быть достаточно стойкими, особенно в том случае, если краска с одежды успела вступить в химическое взаимодействие с заводским лакокрасочным покрытием кожи.

Впрочем, не стоит думать, что кожаное покрытие темных оттенков более практично. Темная кожа быстрее нагревается в жару и, вследствие этого, ее защитное покрытие испытывает большую «перегрузку». Окрашивание одеждой на таком покрытии действительно менее заметно, однако, более заметно другое, не менее распространенное повреждение — потертость, свидетельствующее о серьезном нарушении верхнего слоя кожи. Особенно страдают от потертостей участки, вступающие в непосредственный контакт с обнаженными участками тела: руль, подголовники и подлокотники, боковые поддержки и т. п. Объясняется это тем, что в поте и жировых выделениях человека содержатся химически агрессивные вещества, постепенно разрушающие заводской защитный слой кожаных изделий. В сочетании с постоянным трением эти вещества способствуют ускоренному износу кожи и потере ее товарного вида.

Еще один характерный тип повреждений, с которым часто приходится сталкиваться владельцам кожаных салонов — это складки, заломы и трещины. Все эти проблемы — свидетельство преждевременного старения и уменьшения эластичности кожи. Связано это с деформацией кожаного покрытия под тяжестью тел пассажиров, долговременном хранении в салоне различного рода тяжелых или острых предметов, перепада температур, солнечного света и т. п.

К счастью, большая часть этих проблем имеет решение. Кроме того, можно вовсе избежать их, сохранив непревзойденную красоту кожаного салона на долгое время. Для этого достаточно систематического ухода и соблюдения ряда относительно несложных правил и рекомендаций.

Общие советы и правила ухода за всеми типами кожи:

Большую часть мероприятий, направленных на сохранение кожаного покрытия салона, лучше начинать сразу же после приобретения автомобиля, не дожидаясь появления характерных проблем. Это сэкономит ваши средства и время, и существенно упростит частоту возникновения и сложность устранения неприятностей в будущем. Следует помнить о том, что даже абсолютно новый кожаный салон при несоблюдении правил эксплуатации может очень быстро прийти в плачевное состояние. Ведь перечисленные выше негативные факторы начинают действовать немедленно, не дожидаясь первого визита в сервис-центр.

Помните следующее:

Будьте осторожны с пламенем и сигаретами, а лучше — вообще не курите в салоне! Дефекты от сигаретных ожогов устраняются с трудом, а содержащиеся в табачном дыме смолы и химические вещества, вступая во взаимодействие с лакокрасочным покрытием кожи, способствуют его разрушению и преждевременному старению.
При перевозке острых вещей обязательно оборачивайте их тканью, чтобы избежать разрывов и порезов кожи.
Не оставляйте на долгое время тяжелых предметов на поверхности кожи, чтобы избежать деформации, складок и трещин.
По возможности, оберегайте салон от продолжительного воздействия солнечных лучей.
Не доверяйте «народным» чистящим средствам, если не хотите необратимо испортить кожу.
Любые новые чистящие средства следует предварительно опробовать на относительно незаметном участке салона.
Регулярно очищайте салон от пыли и грязи, не позволяйте пыли проникать глубоко в поверхность кожи во избежание «абразивного эффекта».
Регулярно обращайтесь за специализированными услугами по очистке салона к профессионалам или проводите эту процедуру самостоятельно.
Используйте специальные увлажняющие крема для кожи, чтобы продлить срок ее эксплуатации. Настоятельно рекомендуется и использование защитного лака.
Cпециалисты советуют проводить процедуру очистки салона не реже 3–4 раз в год. В российских климатических и дорожных условиях, это справедливо лишь для редко используемых автомобилей, для регулярно эксплуатируемой машины рекомендуется более частая чистка, 5–6 раз в год (в летний период желательно проводить ее каждый месяц). В этом вопросе можно довериться профессионалам. В своей работе мы используем только высококачественные и экологически чистые материалы.

Преимущества нанесения защитного лака:

Как мы уже говорили, кожаный салон автомобиля подвержен особо интенсивным нагрузкам, приводящим к быстрому износу материала и потере его товарного вида. Практически вся кожа, используемая в автомобильной индустрии, защищена лаковым покрытием той или иной толщины — именно лак предохраняет этот деликатный материал от негативного воздействия окружающей среды, не позволяя ему преждевременно состариться. Полуанилиновая кожа защищена только тонким слоем лака, у крашеной кожи дополнительную «охранительную» функцию принимает на себя пигментный слой.

Тем не менее, толщина заводского защитного покрытия очень часто оказывается недостаточной. Желая подчеркнуть натуральность изделия, или из соображений экономии, производители порой наносят очень тонкий слой лака, который быстро разрушается. Не следует забывать и о том, что большинство концернов проектируют свои автомобили исходя из относительно комфортных климатических и дорожных условий, и степень защиты, вполне адекватная европейскому, американскому или японскому климату, в России оказывается явно недостаточной.

Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать дополнительное лаковое покрытие на всех видах полуанилиновой и крашеной кожи, в том числе и в абсолютно новых салонах. Регулярное (1–2 раза в год) нанесение лака существенно продлит срок эксплуатации вашего кожаного салона, на многие годы сохранив его практически в первозданном виде, а также существенно снизит расходы на его обслуживание и очистку. Лак эффективно и успешно противодействует большинству факторов внешней среды, минимизируя негативное влияние ультрафиолета, перепада температур, пота и жировых выделений, а также абразивного воздействия частиц грязи. Покрытая лаковым слоем кожа хуже впитывает влагу, меньше пачкается и более устойчива к царапинам и механическим воздействиям. Используемые нами лаки на водной основе абсолютно не горючи, не токсичны, полностью сохраняют натуральную эластичность, теплоизоляционные свойства и естественный вид кожи, устойчивы и долговечны.

Дополнительное защитное покрытие незаменимо для салонов из полуанилиновой кожи, в том числе таких популярных сортов как monza и nappa. Мы используем только премиальные, высококачественные защитные лаки которые зачастую превосходящие по многим параметрам оригинальные лаки, используемые на заводах-производителях кожи. Не влияя на эстетические свойства полуанилинового покрытия, полностью сохраняя его натуральность, мягкость и естественную текстуру, такой лак равномерно ложится на поверхность кожи, обеспечивая ей непревзойденную защиту.

Дополнительный лаковый слой необходим также и крашеной коже. Используемые в кожевенном производстве пигменты очень чувствительны к ультрафиолетовому излучению и имеют свойство со временем выцветать. Дополнительное лаковое покрытие позволяет существенно замедлить этот процесс. Кроме того, с течением времени, любая, даже самая защищенная кожа, от постоянного трения может приобрести неестественный глянцевый «полировочный» блеск, с которым порой не справляется даже профессиональная чистка специальными средствами. Регулярное нанесение лака позволяет избежать появления этой проблемы. Незаменимо такое покрытие на участках, подверженных наибольшему износу: таких как руль, передние сиденья, подлокотники, боковые панели.

В своей работе мы используем два вида лакового покрытия: матовое и глянцевое. Комбинируя их в различных пропорциях, можно добиваться потрясающих эффектов. Как известно, чрезмерный глянец делает кожу неестественной. Автопроизводители чаще всего используют следующую пропорцию: 80% матового лака и 20% глянцевого. Благодаря же использованию исключительно матового лака можно придать коже премиальных сегментов еще больше естественности и бархатистости. Нанесение двухкомпонентного лака — работа достаточно кропотливая и требующая профессиональных навыков, доверять ее следует только специалистам. Перед началом этой процедуры мы обязательно проводим профессиональную очистку салона, подготавливая и полностью обезжиривая поверхность при помощи специальных средств для чистки кожи.

Защита лаком актуальна не только для автомобильных салонов из кожи, мы настоятельно рекомендуем эту процедуру для всех видов кожаных изделий.

Мы надеемся, что рекомендации и советы, приведенные в этой статье, окажутся полезными и позволят вам надолго сохранить кожаный салон вашего автомобиля в идеальном состоянии.

Оставьте заявку

Высококвалифицированная команда

Мы вернем вашей мебели первозданный внешний вид, применив к ней особую технологию очистки и профессиональные средства.

Быстрый и эффективный сервис

Не спешите браться за непосильный труд и понапрасну убивать свое время, а лучше предоставьте всю «черную» работу клининговой компании «Чистим-Блистим»